Второе к коринфянам — составное послание

Опубликовано: 25.05.2016 11:57
Коринфянам, послание

Отношения Павла с христианами Коринфа были очень сложными и включали обмен многими письменными и устными посланиями, начиная примерно с 54-56 г. В 1Kop 5.9 Павел упоминает «предыдущее послание», а в 2Кор 2.4 и 7.8 — «слезное послание». Они либо не сохранились, либо в преобразованном виде были включены во Втором Коринфянам, поскольку если Первое Kopинфянам лишь немногие считают составным посланием, то 2Коринфянам может быть собранием от двух до шести самостоятельных сочинений, объединенных неизвестным редактором перед включением в собрание посланий Павла. Они состоят из: 1) 2Кор 1.1-2.13; 7.5-16; 13.11-14; 2) 2Кор 2.14-6.13; 7.2-4; 3) 2Кор 6.14-7.1 (единственный раздел, возможно, не принадлежащий Павлу); 4) 2Кор 8; 5) 2Кор 9 и 6) 2Кор 10.1-13.10 (часто принимаемое за «слезное послание», упомянутое в ст. 2.4). Заметим, что чем более сложными становятся теории о таком делении, тем более спекулятивными и менее достоверными они кажутся. По этой причине многие исследователи считают послание единым или же предпочитают более простое деление на два первоначально самостоятельных послания, представленных главами 2Кор 1-9 и 10-13.

В 2Кор 1.1-2.13; 7.5-16; 13.11-13 сохранилось то, что некоторые называют «посланием примирения». Эпистолярные введение (стихи 1.1-7) и заключение (стихи 13.11-13) образуют редакторские рамки для всего составного послания. «Благодарение» (1.3-7) не типично для посланий Павла, поскольку начинается не со слов «я благодарю» (Εὐχαριστέω), а с формулы благословения (Εὐλογητὸς). Однако благословение действует так же, как и благодарение, поскольку указывает основную тему: то же самое божественное утешение, которое получил Павел, разделив страдания Христа, могут получить в своих бедствиях и коринфяне. Центральный раздел этого послания состоит из пространного автобиографического повествования, которое определяет и защищает характер и поведение Павла (1.8-2.13 и 7.5-16).

Фрагменты послания, имеющие наименьшую эпистолярную целостность, сохранились в 2Кор 2.14-6.13; 7.2-4. Одним из возможных объяснений этого является то, что эти фрагменты на самом деле не образуют первоначально самостоятельное послание, но, скорее, пространное апологетическое отступление, в котором Павел защищает свое апостольство. Послание начинается с благодарственной молитвы (стихи 2.14-17), которая, однако, не имеет обычной формы вводного благодарения Павла. Следующий за ним основной раздел включает защиту его апостольства (стихи 3.1-6.13 и 7.2-4). В эту апологию Павел вставляет отступление о еврейском и христианском понимании Ветхого Завета (стихи 3.12-18). В это сокращенное послание были вставлены стихи 6.14-7.1. В своем нынешнем литературном окружении они также действуют как отступление, о чем свидетельствует сравнение обрамляющих их стихов 6.13 и 7.2.

Ганс Дитер Бетц (1985) пытался с новыми аргументами защитить точку зрения о том, что главы VIII и IX первоначально были самостоятельными посланиями. Он считает, что в каждом из этих посланий имеется последовательная эпистолярная структура (где отсутствуют только вступление и заключение), что свидетельствует об их первоначальной независимости. Глава VIII (адресованная в Коринф) представляет собой послание, в котором совет (стихи 8.1-15) связан с административными вопросами (стихи 8.16-23):

1) введение (стихи 1-5): македонцы, несмотря на постигшие их бедствия и бедность, пожертвовали даже больше, чем могли; 2) констатация фактов (ст. 6): Тит был назначен принять их вклад; 3) предложение (стихи 7-8): так же, как они отличаются многими духовными добродетелями, пусть они отличатся и щедростью; 4) доказательства (стихи 9-15): и почетно, и полезно для них после обещания принести дар; 5) восхваление посланцев (стихи 16-22); 6) уполномочивание посланцев (ст. 23); 7) заключение: просьба принять посланцев (ст. 24). Бетц сравнивает главу VIII Послания с письмами, о которых упоминается в Деян 9.2; 22.5. По существу, глава VIII является посланием-советом, сравнимым с древними «официальными» рекомендательными письмами, отражающими правовые и административные условности той эпохи (ср. 1Кор 16.3).

Глава IX, адресованная христианам в Ахайе (ср. 2Кор 1.1), представляет собой послание-совет, имеющее следующую структуру: 1) введение (стихи 1-2): Павел похваляется перед македонянами тем, что «Ахайя приготовлена еще с прошедшего года» к тому, чтобы сделать «вспоможение святым»;

2) констатация фактов (стихи 3-5b): Павел направляет гонцов, чтобы забрать их подношение с тем, чтобы они не оказались неподготовленными, когда прибудет сам Павел, и все они не были бы посрамлены; 3) проблема (стихи 5b-с): обещанное подношение еще предстоит собрать; 4) доказательства (стихи 6-14): причины необходимости подношения и проистекающее из него духовное и материальное благо; 5) заключение (ст. 15): благодарственная молитва.

2Кор 10.1-13.10 (возможно, то самое «слезное послание», которое упоминается в 2Кор 2.4 и 7.8) представляет собой особый тип апологетического послания, написанного для опровержения обвинений оппонентов, настроивших коринфян против Павла. Хотя Павел и отрицает (в риторическом вопросе), что защищает себя, на самом деле он заявляет только о том, что отказывается от аргументации, характерной для судебной риторики. Вместо этого он строит свою защиту на философских оправданиях в традиции Сократа. Обвинение, против которого он защищается, цитируется в 2Кор 10.10: «В посланиях [говорят оппоненты] он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна». В традиции Сократа Павел использует в качестве инструментов защиты сарказм, пародию и иронию, «похваляясь» в речи неразумного (стихи 11.1-12.18) своим отказом принять финансовую поддержку (стихи 11.7-12), экстатическими видениями (стихи 12.2-4), своей немощью (стихи 12.7-10) и признаками апостола (ст. 12.12).

Д. Ауни

Из книги Новый Завет и 
его литературное окружение

Поделиться ссылкой: