Иудея и Галилея

Опубликовано: 21.05.2016 21:19
Галилея

Родина Иисуса, Галилея — северная область Палестины, — была одною из двух областей, подчиненных власти иудейского синедриона (совета) в Иерусалиме; другой областью была собственно Иудея, южная часть Палестины, с главным городом Иерусалимом. Когда то, между 1100-600 годами до P. X., в Палестине были самостоятельные еврейские царства, северное, царство Израиля или Ефрема, и южное, царство Иуды, в котором правила династия Давида, с резиденцией в Иерусалиме. За 720 лет до P. X. погибло под ударами ассирийских царей завоевателей царство Ефрема, а в 586 г. вавилонский царь Навуходоносор покончил и с царством Иуды. Знатные и богатые фамилии были переселены в Халдею; на месте остались только мелкие земледельцы и ремесленники. Через 50 лет вавилонская держава была разрушена персами. Персидский царь Кир разрешил иудейским изгнанникам вернуться на родину, а через 100 лет один из его преемников предоставил Иудее право управляться по ее священным законам, составленным жрецами из старинных постановлений и новых правил, вошедших в обиход в изгнании и после изгнания. Главой Иудеи был признан иерусалимский первосвященник; суд, управление и сбор податей были возложены либо на жрецов, либо на учреждения, подчиненные иерусалимскому жречеству. Персидские государи поддерживали власть иерусалимского первосвященника, а за то первосвященник отвечал за верность Иудеи персам, за исправный платеж налогов и исправное несение военной службы. Этот порядок был подтвержден и греческими царями, когда персидское царство пало под ударами Александра Македонского, и римским полководцем Помпеем, завоевавшим Иудею в 63 г. до P. X. Со времени греческого владычества при первосвященнике создался совет из 70 лиц, так называемый синедрион; первосвященник был его председателем, а членами были жрецы и книжники, т. е. ученые знатоки закона и пророков, толковавшие закон для применения его к жизни.

Синедрион был прежде всего высшей церковной властью. Он собирал сборы на содержание храма и жречества, которое служило в храме и кормилось на доходы храма. Доходы эти были немалые. По закону в пользу клира и храма шла «всякая десятина во Израиле», т. е. десятая часть почти всех продуктов и притом не только тех, которые производились в самой Палестине, но и привозных. Книжники учили, что даже зерна, найденные в муравьиной куче, если эта куча находилась подле зерна, подлежащего десятине, должны были очищаться десятинной пошлиной, ибо муравьи могли перетаскать зерна именно из зерна, подлежащего оплате десятиной. Затем, в пользу храма и клира шли первинки всех плодов. Наконец в пользу храма была установлена денежная повинность в размере 1/3 шекеля с души в год. Все эти сборы синедрион имел право собирать со всех сынов Иуды, где бы они ни жили, в Иудее, в Галилее, или в рассеянии в разных провинциях Римской империи. Но принудительный характер эти сборы имели только в Иудее и в Галилее. Тут для принуждения неисправных плательщиков к услугам синедриона всегда была воинская сила Рима.

Но власть синедриона была не только церковная; в Иудее, а в некоторые отдельные моменты и в Галилее, синедриону принадлежала также и гражданская власть? административная и судебная. Римские власти требовали только уплаты общеимперских налогов и натуральных повинностей, и выставления вспомогательных военных отрядов; во всем остальном власть была оставлена в руках иерусалимского синедриона. Все его решения и приговоры были окончательные; только смертные приговоры шли на утверждение римского прокуратора. Таким образом, все управление страною было в руках жрецов и книжников, которые правили на основании закона, якобы данного самим богом через Моисея, и на основании толкований этого закона, дававшихся книжниками. Древнейшее собрание этих толкований относится к эпохе Иисуса и называется Мишной; это — древнейшая часть так называемого Талмуда, обширной литературы толкований на закон, создававшейся в Иудее и в рассеянии на протяжении нескольких столетий после P. X.

Как же жилось под властью жрецов и книжников народу? Положение народных масс в Иудее и Галилее было неодинаково. Сами эти области сильно отличались одна от другой, и по своим природным особенностям, и по населению. Галилея — густо населенная страна, с плодородной почвой, пестреющая пашнями, лугами и садами. Когда Иисус говорил свои притчи о сеятеле, о винограднике и виноградарях, он вдохновлялся теми картинами сельской жизни, в которых протекала жизнь галилеянина, и от этого притчи эти имели такой успех. Селения сменялись в Галилее городами, из которых даже самые небольшие насчитывали не менее 15.000 жителей. Огромное и приветливое Галилейское озеро кишело рыбой и было опоясано целым рядом рыбачьих деревушек, давших Иисусу первых учеников. Неприветливы и дики были только северные окраины Галилеи, около Меромского озера, где начинались леса и болота и дикие скалы гор Гермона.

Напротив, Иудея была несравненно более бедной и суровой страной. Лишь в западной ее части, ближе к морю, было возможно земледелие; восточная часть Иудеи, примыкавшая к Мертвому морю, была дикой пустыней, изборожденной руслами высохших рек (арабы называют их теперь «вади»). Эта пустыня была ареной для деятельности Иоанна Крестителя, а впоследствии туда скрывались первые христианские монахи, уходившие от мира и его страстей. В Иудее население было редкое, а из городов крупным был только Иерусалим, вообще самый большой город в Иудее и в Галилее. Он был главным центром иудейской жизни, можно сказать, поглощал собою всю Иудею. Там жило многочисленное жречество, были главные школы книжников; вокруг храма жило и кормилось многочисленное ремесленное население, было много торговых заведений, гостиниц и постоялых дворов, обслуживавших ученое и духовное население города и постоянно сменявшуюся волну паломников. Эти паломники стекались в Иерусалим обыкновенно на три главные праздника, особенно к Пасхе, из Иудеи, Галилеи и из всех концов римского мира, где только были иудейские общины. С ними вливался в Иерусалим поток золота и серебра, которое богомольцы оставляли огромными количествами в карманах жрецов, левитов, книжников и торговцев, трактирщиков и содержателей гостиниц. Иерусалим жил законом, кормился храмом, дышал курением жертв; он не производил никаких материальных продуктов, но плел бесконечную сеть тонких разъяснений закона, увещаний его соблюдать, обещаний всяческих наград, за исполнение и грозных казней за пренебрежение. «Слушай, Израиль: господь-бог твой, господь — один. И люби господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею силою твоею. И пусть будут слова эти, которые я заповедаю тебе сегодня, на сердце твоем; и внуши их сынам твоим, и говори их, когда ты сидишь в доме твоем, и когда ты идешь по дороге, когда ты ложишься спать и когда ты встаешь; и обвяжи их, как знак для памяти, вокруг руки твоей, и пусть подобно повязке, они будут пред очами твоими; напиши их на косяках дверей дома твоего и на воротах. И если вы будете повиноваться заповедям моим, которые я заповедаю вам ныне — будете любить господа бога вашего всем сердцем и всею душою, — то я буду посылать земле вашей дождь благовременный, дождь ранний и поздний, и соберешь ты, (Израиль), свой хлеб, вино свое и масло свое; и дам скоту твоему траву в поле твоем, и ты будешь есть его и насытишься. Берегитесь, чтобы не впало в обман сердце ваше, и чтобы не отклонились вы от господа и не стали служить и молиться богам другим. Ибо возгорится на вас гнев господа, и заключит он небо, так что не будет дождя, и земля не даст плодов своих, и исчезнете вы скоро с прекрасной земли, которую господь даст вам». Эта молитва, — отрывок из закона — читалась в начале каждой общественной молитвы; каждый иудей три раза в день должен был повторять их; пергаментные свитки, на которых была написана эта молитва, привешивались каждым ревностным иудеем в особых ящичках к воротам дома и в особых трубочках привязывались к левой руке и к середине лба кожаными ремешками. А когда за богослужением выступал ученый проповедник, книжник-раввин, он повторял без устали те же увещания. «Каков правильный путь, который должен избрать себе человек? (Делать) все, что есть слава тому, кто делает это, и приносит ему честь от людей. Будь внимателен к легкой заповеди, как к трудной, ибо ты не знаешь награды за исполнение заповеди; сопоставляй убыток, который ты получишь от исполнения заповеди, с наградой, и прибыль, которую ты получишь от греха, с наказанием; наблюдай три вещи, и ты не впадешь в грех: помни, что над тобою око видящее и ухо слышащее, и что все дела твои записываются в книгу». «Любим у бога человек, ибо он создан по образу его; любимы израильтяне, ибо они названы сынами бога; любимы израильтяне, ибо им дано сокровище, которым создан мир, как сказано: я преподал вам доброе учение, не оставляйте закона». «Семь родов казней приходят на мир за семь родов прегрешений: если одни отделяют десятину, а другие не отделяют, то приходит голод от засухи, так что одни голодают, а другие сыты; если перестанут совсем отделять десятину, то приходит голод от военных бедствий и от засухи; если перестанут давать жертву от закваски, то приходит голод всеистребляющий; чума приходит в мир, если суду не преданы преступления, достойные смерти, о которых говорит закон, и если (не отделяют) плодов седьмого года; меч приходит в мир за медленное судопроизводство, за кривой суд и за (грех) тех, кто учит закону несогласно с преданием; дикие звери приходят на мир за ложные клятвы и за осквернение (божьего) имени; изгнание приходит на мир за идолопоклонство, блуд, пролитие крови и за несоблюдение отдыха на земле».

Н. Никольский

Из книги Иисус и первые
христианские общины

Поделиться ссылкой: