Первые послания апостола Павла

Опубликовано: 21.05.2016 21:19
Галатам

Первое Послание к фессалоникийцам: увещевательное послание

Первое написанное Павлом послание (ок. 50 г.) — 1 Фессалоникийцам — имеет ряд особенностей. Вступление и приветствие более кратки и просты, чем обычно, а раздел с благодарением является самым длинным из всех его посланий (стихи 1.2-3.13). Это единственное послание Павла, в котором «заключительный» увещевательный раздел (стихи 4.13-18) образует основную часть. Цель послания кратко изложена в стихах 4.1-2, 10b-12: «Делайте то, что вы делали и даже больше». Разделы «Об умерших» (стихи 4.13-18) и «О временах и сроках» (стихи 5.1-11), как представляется, являются ответами на вопросы, переданные Павлу от общины. Абрахам Малерб считал, что для этого послания характерны два увещевательных стиля, сходных с вульгарной моральной философией. Одним из них является увещевательное моральное наставление (очевидное в главах IV-V), другим — антитетический стиль, также используемый для увещевания (что очевидно в главах I-III). Использование Павлом риторической антитезы несомненно в 1Фес 2.3-4:

«Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства. Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».

Такой антитетический стиль не следует понимать как защиту Павла от гипотетических обвинений. Скорее, это техника, усиливающая мысль путем противопоставления идей с использованием отрицания, антонимов и других приемов (Аристотель, Риторика 1409b-1410а; Псевдо-Аристотель, Риторика к Александру 1435b; Гермоген, О типах речи 4.2). Это соответствует тенденции увещевания, сочетающей также позитивное «делай это» с негативным «перестань делать это». В 1Фес 2.1-12 Павел использует традиционный язык в ответ на стандартную критику бродячих философов, но не в ответ на конкретные нападки. 1Фес 1-3 содержат много автобиографических пассажей, в которых Павел говорит о своих предшествующих отношениях с общиной и подчеркивает собственную роль как пример, которому нужно следовать (стихи 1.6; 2.14). Увещевание в стихах 4.1-5.22 основано на стихах 1.2-3.13. Подобным стилем увещевательной речи Павел подчеркивает тот факт, что он не говорит им ничего нового, но напоминает о том, что им уже известно (стихи 1.5; 2.1-10).

Послание к галатам: послание-совет

Эпистолярная ситуация, отраженная Галатам, состоит в том, что после ухода Павла в Галатию пришли какие-то чужаки («иудействующие») и смогли убедить некоторых, что для того, чтобы стать христианином, сначала нужно обратиться в иудаизм. По этой причине некоторые галаты подверглись обрезанию. Узнав об этих событиях, Павел встревожился. Он отправил галатам послание, чтобы убедить их в том, что на самом деле главным вопросом было соотношение благодати и закона, что вера как основа спасения предшествовала закону и превосходила его.

Часто Галатам, целиком или частично, считается апологетическим. В своем комментарии к этому посланию Ганс Дитер Бетц (1979) убедительно доказывал, что это апологетическое послание, в котором видна структура, характерная для древних судебных речей. Апологетический подход к Галатам основан на предположении, что иудействующие чужаки были также оппонентами Павла и клеветали на него с целью дискредитации его послания.

Проблема установления обвинений против Павла осложняется использованием им риторической антитезы (например, Гал 1.1): «Павел, апостол избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом». Павел вновь использует антитезу в важном месте послания (Гал 1.11-12): «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Часто полагают, что противоположное чтение этих и других негативных утверждений (например, Гал 1.16-17; 4.14; 5.1,6, 13; 6.15) раскрывает обвинения оппонентов Павла. В отличие от 1 Фессалоникийцам, в данном случае у Павла на самом деле были оппоненты, которых он отличал от самих галатов (стихи 1.7, 9; 5.10, 12; 6.12). Однако, поскольку Павел, возможно, опровергал как реальные, так и возможные обвинения, мы не можем составить представление ни об оппонентах Павла, ни об их обвинениях. Обычно в судебных речах защиты ясно называются обвинения (в Галатам о них нужно догадываться).

С другой стороны, Галатам можно рассматривать как увещевательное послание с некоторыми апологетическими чертами. Павел старался убедить галатов изменить свое мышление и поведение. Он пытался помочь им понять подлинное отношение между верой и законом и убедить отказаться от исповедания иудаизма, якобы бывшего матрицей для христианской веры. Раздел с благодарением, который Павел обычно ставил после вступления, здесь заменен упреком, имеющим параллели в письмах на папирусе. Гал 1.6-12 представляют собой введение, в котором Павел критикует галатов за переход к другому евангелию и излагает положение дел или основную цель послания: евангелие Павла — от Бога, а не от человека. Гал 1.13-2.21 звучат как самозащита и целью является показать, что Павел заслуживает доверия, так как в политической риторике необходимо было установить fj0oq, или моральный характер и поведение говорящего, если они были неизвестны или подвергались сомнению. В Гал 3.1-4.31 используется ряд стандартных аргументов в стиле диатрибы (стиль школьного класса), который Павел развил в своей проповеднической миссии для того, чтобы доказать христианам, что им нужно понять, что вера предшествовала закону и поэтому стоит выше него. По замыслу Бога закон был всего лишь промежуточным средством для того, чтобы показать необходимость веры в Христа, и затем уже не играл действенной роли. Наконец, Гал 5.1-6.10 представляют собой увещевательный раздел, в котором Павел побуждает галатов изменить свое поведение (т.е. отказаться от обрезания и всего, связанного с ним) на основе надлежащего понимания истинного соотношения веры и закона. Если увещевание может использоваться и в политической, и в эпидиктической риторике в зависимости от того, предусматривается ли изменение поведения (политическая риторика), или же повторяется набор общепринятых ценностей (эпидиктическая риторика), то в Гал 5.1-6.10 увещевание выступает прежде всего в роли совета.

Д. Ауни

Из книги Новый Завет и 
его литературное окружение

Поделиться ссылкой: